Крепость Еникале

   Воцарившийся на русском престоле молодой и энергичный царь Петр 1 всерьез занялся устранением препятствий на пути к превращению России в морскую державу. После блокады и взятия русскими войсками в 1696 году турецкой крепости Азов, молодой российский флот получил выход в Азовское море. Следующим препятствием на пути к Черному морю была Керчь.


   18 августа 1699 года, провожавший в Стамбул посольский корабль “Крепость”, русский флот, состоявший из 10 кораблей, множества галер и казацких “чаек”, вошел в керченскую бухту, и став на якорь восточнее турецкой эскадры, состоявшей из 9 галер и 4 кораблей, предстал перед изумленным турецким гарнизоном Старой крепости, находившейся в то время в центре современного города в районе площади Ленина. ”…Ужас турецкий можно было на лицах их видеть от всей нечаянной визите с такой изрядно вооруженною эскадрою и много труда имели, чтобы турки верили, что сии корабли в России строены и что на них российские люди…” – писал очевидец этих событий вице-адмирал Крейс.

   А в понедельник 21 августа на двух шлюпках некоторые офицеры отправились город Керчь осмотреть. В качестве квартирмейстера на адмиральской шлюпке в одежде корабельщика присутствовал на этом осмотре и сам царь. Старая крепость предстала в виде высокой крепостной стены с пятью башнями, “стены которой местами развалились и огня двенадцатифунтовых пушек не выдержат”. Впрочем, соответствующие выводы от визита русских кораблей сделали и в Стамбуле.

   В июле следующего года между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Турция уступала России права на Азов и давала согласие на прекращение выплаты дани крымскому хану. Одновременно, с целью предотвратить в будущем вероятное проникновение нарождавшегося российского флота в Черное море, на крутом крымском берегу напротив косы Чушка, Турция приступила к строительству новой крепости – Еникале.

   Вооруженная мощной береговой артиллерией, окруженная с суши высокой стеной и рвом, расположенная в три яруса, что должно было усилить огневую мощь в сторону пролива, крепость должна была стать надежным рубежом защиты.  Сооруженная на скальном основании, Еникале предупреждала использование против нее в случае осады с суши подземных мин. Естественным помощником со стороны моря служили многочисленные мели и турецкие суда, в случае необходимости, прикрывавшие судоходный фарватер. Гарнизон крепости составлял около 1000 человек, но мог был увеличен до 2000. По разным источникам, строительство Еникале было закончено уже в 1706-1709 годах. Сюда же из Кафы (Феодосии) был переведен и главный штаб турецкой обороны Причерноморья.  Однако, несмотря на все возлагаемые на нее надежды, Еникале не смогла выполнить своей задачи.

   Осенью 1768 года турецкий султан объявил войну России, а в 1771 году русские войска под командованием князя В.М.Долгорукого взяли Перекоп, крепость Арабат и двумя колоннами вошли в Крым с севера. На поддержку гарнизону Еникале прибыла турецкая флотилия с 12 тысячами солдат, однако, встретив в Азовском море русский флот, турецкая флотилия без боя вернулась в Керчь, забрала местных жителей и ушла в Черное море. Через два дня на торговых судах, побросав крепостную артиллерию, их примеру последовал и турецкий гарнизон крепости.

   21 июня 1771 года оставшиеся из всего населения в городе 13 армян преподнесли генералу Борзову ключи от крепости, а 10 июля 1774 году после окончания русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджийскому договору, Керчь и крепость Еникале были переданы в “полное, вечное и неприкосновенное ведение Российской империи”. В 1825 году Еникале, как крепость, была упразднена, а в 1855 году последний раз приняла участие в войнах – ее батарея вела непродолжительный бой с англо-французским десантом в Керчи. Однако, силы были слишком не равны, и русским пришлось отступить.


   В годы Великой Отечественной войны крепость была сильно разрушена, и в настоящее время в исходном состоянии представлена только одной угловой башней с воротами и частью крепостной стены.


   Доехать непосредственно до крепости можно от автовокзала автобусом №24 (остановка  -"Еникале"), либо автобусами № 1, 18, 36 до остановки "Стройгородок", однако в последнем случае придется пройти около километра на своих двоих (см страницу "Карта").

Памятный знак в месте высадки шлюпки с царем Петром I 21 августа 1699 года.